Simonov Sergey А сколько аккордов ты знаешь? (продолжение)

Вернуться в начало

Обращения трезвучий.

Итак, трезвучия имеют следующие обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд – это аккорд, в котором нижним звуком является терция.

Квартсекстаккорд – это аккорд, в котором нижним звуком является квинта.

Аккорды с задержанием.

Эти аккорды можно встретить крайне редко, но я считаю нужным написать о них. Помните, я писал, что отличие меду мажорным и минорным трезвучиями только в терции, так вот аккорды с задержанием не относятся ни к минорным, ни к мажорным! Почему? – спросите вы. Да потому, что в них нет терции, а вместо неё добавляется 2-ая или 4-ая ступень мажорного лада. Они имеют обозначение sus2 или sus4 ( в зависимости, какая ступень добавлена вместо терции).

Разберем на примере аккорд Fsus2. Он содержит следующие ноты:
F – первая ступень мажорного лада (тоника)
G – вторая ступень мажорного лада
C – пятая ступень мажорного лада (квинта)

Или, например, аккорд Esus4.
Е – первая ступень мажорного лада (тоника)
A – четвёртая ступень мажорного лада
B – пятая ступень мажорного лада (квинта)

Потренируйтесь строить эти трезвучия.

На практике эти аккорды иногда заменяют минорными трезвучиями!

Сложные аккорды.

Не пугайтесь, на самом деле ничего сложного здесь написано не будет, просто сложными я называю все аккорды кроме трезвучий, т.е. все аккорды, которые содержат в себе больше 3-ёх нот!

Хочу сказать, что все сложные аккорда представляют собой трезвучия, изученные нами раньше, с добавленными диатоническими надстройками.

Что же это за диатонические надстройки? Не пугайтесь этого названия, всё легко и просто, сейчас объясню. Диатонические надстройки – это ноты, которые мы добавляем к трезвучию. Существуют следующие диатонические надстройки – 6, 7, maj7, 9, 11, 13, add9, add11, add13.

Итак, обо всём подробно и по порядку. Начнём аккордов с добавленной секстой (6-ой ступенью мажорного лада) от тоники иногда его ошибочно называют секстаккордом. Эти аккорды имеют такое же обозначение, что и трезвучия от которых они образованны, но добавляется цифра 6, которая показывает наличие в аккорде 6-ой ступени. Например, Am6, G6, D6sus2 и.т.д. Для примера рассмотрим аккорд Am6. В него входят те же ноты, что и в трезвучие Ля минор плюс 6-я ступень мажорного лада. У вас должно получиться:
A – 1-ая ступень мажорного лада (тоника)
C - пониженная 3-я ступень мажорного лада (малая терция)
E – 5-я ступень мажорного лада (квинта)
F# - 6-я ступень мажорного лада (секста)

Ничего сложного! Неправда ли?

Вы уже заметили, что всё легко и просто – цифра в названии аккорда показывает наличие в нём какой либо ступени, а сочетание цифр со знаками альтерации (диез, бемоль) или со знаками “+” или ”-” свидетельствует о повышении или понижении на полтона той или иной ступени входящей в состав аккорда.

Но теперь стоит обратить особое внимание на то, что если в названии аккорда стоит цифра 7, то добавлена не 7, а пониженная седьмая ступень! Седьмая ступень будет добавлена в том случае, если в названии аккорда стоит maj7. Так, например, в аккорд Dm7 входят следующие ноты:
D – первая ступень мажорного лада (тоника)
F – 3-я пониженная ступень мажорного лада (малая терция)
A - 5-я ступень мажорного лада (квинта)
C - пониженная 7-ая ступень мажорного лада (септима)

А в аккорд Dmmaj7:
D – первая ступень мажорного лада (тоника)
F – 3-я пониженная ступень мажорного лада (малая терция)
A - 5-я ступень мажорного лада (квинта)
C# - 7-ая ступень мажорного лада (септима)

Двинемся дальше!

Разберём следующие диатонические надстройки, а именно 9, 11, 13,add9, add11, add13. Вы, наверняка, задаётесь вопросом – А в чём различие между 9 и add9, 11 и add11, 13 и add13? Всё просто и легко. Если в названии аккорда стоит add и число, значит к трезвучию добавлена соответствующая ступень мажорного лада. Т.к в мажорном ладу 7 ступеней, то 9, 11 и 13 являются соответственно 2, 4 и 6_ой ступенями, но на октаву выше! Например, аккорд Cadd9 – это аккорд С с добавленной 9 ступенью мажорного лада (нота ре). Аккорд Fadd13 – это аккорд F с добавленной 13 ступенью мажорного лада.

Если же в названии аккорда стоит просто цифра 9, 11 или 13? Например, аккорд С9?

Аккорд С9 – это к аккорд С7 с добавленной 9_ой ступенью мажорного лада. Аккорд С11 – это С9 с добавленной 11 ступенью. Соответственно, аккорд С13 – это аккорд С11 с добавленной 13 ступенью. Я думаю, вы разберётесь!

Теперь потренируйтесь строить различные аккорды с диатоническими надстройками.

Уменьшенный септаккорд

Уменьшенный септаккорд – это тоже трезвучие с добавленной диатонической надстройкой. Но я считаю, что этому аккорду стоит уделить особое внимание, поэтому и разбираю его отдельно.

Этот аккорд очень интересен своим звуком и строением. Строится так: к уменьшенному трезвучию добавляется 6-я ступень мажорного лада! Обозначается он нотой и приставкой. Например, в аккорд Cdim входят следующие ноты:
С – первая ступень (тоника)
D# - пониженная 3-я ступень
F# - пониженная пятая ступень
A – 6-я ступень (секста)

Попробуйте построить несколько аккордов и на листке запишите их названия и ноты, которые в них входят.

Заметили, что-нибудь странное? Да! Я уже говорил – это уникальный аккорд. Если внимательно посмотреть, то можно понять, что таких аккордов всего три, а остальные являются их обращениями. Иными словами только в трёх аккордах разные ноты!

Вы скажете, что он не очень-то хорошо звучит. Частично с вами согласен, но если играть его по отдельным нотам, т.е. его арпеджио, то он имеет замечательный звук. Если среди вас есть поклонники творчества Ингви Мальмстина, то он как раз очень часто применяет арпеджио этого аккорда.

Итак, мы изучили строение аккордов. Если вы внимательно читали и вникали в написанное, то у вас не возникнет трудностей с построением любых аккордов. Теперь вы уже почти музыкант.

Ниже я приведу таблицу с названиями изученных нами аккордов и их различными обозначениями, которые могут встречаться на практике. Также по каждому аккорду я укажу входящие в него ступени мажорного лада. Так, что если что запамятуете, то посмотрите в таблицу.

Таблица аккордов

Обозначение аккорда, на примере До. В скобках указанны возможные другие обозначения, которые могут встречаться. Название аккорда Строение аккорда (ступени входящие в него)
C Мажорное трезвучие 1-3-5
Cm Минорное трезвучие 1-b3-5
C5+(C#5, Caug) Увеличенное трезвучие 1-3-#5
Cm5-(Cmb5) Уменьшенное трезвучие 1-b3-b5
Csus2 Трезвучие с задержанием, добавлена 2-я ступень 1-2-5
Csus4 Трезвучие с задержанием, добавлена 4-я ступень 1-4-5
C6 Мажорное трезвучие с секстой от тоники 1-3-5-6
Cm6 Минорное трезвучие с секстой от тоники 1-b3-5-6
C7+(Cmaj7, C#7, C7M) Большой мажорный септаккорд 1-3-5-7
C7 Малый мажорный септаккорд 1-3-5-b7
C7+5(C75#) Малый мажорный септаккорд с повышенной квинтой от тоники 1-3-#5b7
C75-(C7b5) Малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой от тоники 1-3-b5-b7
Cm7+(Cmmaj7, Cm#7, Cm7M) Большой минорный септаккорд 1-b3-5-7
Cm7 Малый минорный септаккорд 1-b3-5-b7
C7+5+(C#5#7) Увеличенный септаккорд 1-3-5#-7
Cm75-(Cmb5b7) Полууменьшенный септаккорд 1-b3-b5-b7
Cdim Уменьшенный септаккорд 1-b3-b5-6
C9 Большой нонаккорд 1-3-5-b7-9
C9-(Cb9) Малый нонаккорд 1-3-5-b7-b9
C11 Мажорный ундецимаккорд 1-3-5-b7-9-11
C13 Мажорный терцдецимаккорд 1-3-5-b7-9-11-13

© 2006 Simonov Sergey

Конечно, я привёл не все аккорды, на самом деле их можно построить огромное количество и если вы хорошо ознакомились с материалом, то вам не предстоит большого труда построить любой аккорд. Например, попробуйте построить аккорд D7#b5#9 или наример Gm13.

Теперь, когда вас спросят: «Сколько ты знаешь аккордов?». Можете смело ответить – Все!

Если я что упустил или вы просто хотите написать отзыв об этой статье, пишите мне на E-mail: simonovserg@rambler.ru

Если вы хотите научиться играть и любите свой инструмент, тогда у вас обязательно всё получится!

До встречи!

Вернуться назад

Используются технологии uCoz