Simonov Sergey А сколько аккордов ты знаешь?

Как часто мне приходится слышать этот вопрос от дворовых гитаристов. На что я обычно отвечаю – абсолютно все!

Введение.

Я часто сталкивался с тем что, зная несколько аккордов, горе-гитарист пытается, все аккорды подогнать под те которые знает (например,Am6 меняет на Am, G9 на G и так далее, а некоторые и септаккорды меняют) всё это он мотивируют тем, что эти «заумные» аккорды для профессионалов и толка от них никакого нет, мол, обычные также звучат. Глупости!!! Am звучит абсолютно не так как Am6 и такие замены недопустимы, как в этом так и в других случаях, за исключением особых аккордов, об этом напишу ниже.

Эту статью я написал для людей, которые хотят разобраться в строении аккордов и вообще немного приобщиться к музыкальной теории, столь непонятно описанной в самоучителях. Наверняка многие из вас покупали самоучители по гитаре и кроме нескольких аккордовых сеток ничего дельного из него не усвоили. Очень хорошо вас понимаю без преподавателя очень не легко понять то, что там написано и желание учить и разбирать эту писанину сразу отпадает. Дело в том, что преподаватели, которые составляют эти брошюры, пишут музыкальными терминами и многое упускают. Всё это потому, что для них это элементарно, они музыканты, и не могут понять человека, которому это кажется, сложно и невнятно. Я постараюсь всё объяснить обычным языком и надеюсь что после изучения этой статьи всё, что написано в самоучителях будет для вас также просто и элементарно, как для тех, кто их составил.

Сразу скажу, что те, кто не знает название нот, что такое диез и бемоль или не представляет себе, что такое октава ничего не поймут. Такие люди пусть сначала хоть это выучат. Полно статей, где это изложено.

Мажорный лад

Итак, начнём с того, что все аккорды будут строиться от натурального мажорного лада (далее - мажорный лад). Что за мажорный лад – спросите вы. Объясняю, лад – это не тот, что на гитаре! Лад – это семь определённых нот (звуков). Каких зависит от того, какой лад. В данном случае мы будем рассматривать мажорный лад, другие нам, при построении аккордов требоваться не будут. (Остальные лады я подробно опишу в статье «Какие бывают лады их строение и применение»).

В литературе можно часто встретить такой термин, как ступень. Чтобы легче было понять, скажем так: ступень – это нота.

Вы знаете, что в октаве 12 звуков:
До, До#(Ре бемоль), Ре, Ре#(Ми бемоль), Ми, Фа, Фа#(Соль бемоль), Соль, Соль#(Ля бемоль), Ля, Ля#(Си бемоль) и Си.

Давайте глянем на рисунок. На нём ясно видно, что в октаве 12 клавиш, а значит 12 нот.


                     одна октава

А в мажорном ладе – всего семь. Первая нота или ступень называется тоникой и происходит от названия, например, в ля мажорном ладу первая нота (ступень) Ля. Строение мажорного лада таково:

Расстояние: ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН
Ступени:    1…...2...….3………...…4…...5……6...…7….……….8

Напомню, что полутон это расстояние между двумя соседними звуками (на фортепьяно – между соседними клавишами, на гитаре – соседними ладами на одной струне), а два полутона составляют целый тон.

Например, расстояние между
До и Ре – Тон,
Ре и Ми – Тон,
Ми и Фа – Полутон,
Фа и Соль – Тон,
Соль и Ля – Тон,
Ля и Си – Тон,
Си и До - Полутон.

Посмотрите на рисунок и попытайтесь разобраться, ничего сложного тут нет!!!

Значит До мажорный лад будет состоять из звуков (ступеней) До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А лад Соль мажор из звуков Соль, Ля, Си, Ре, Ми и Фа#. Очень наглядно разобрать строение можно на примере фортепьяно (см. рисунок выше). Теперь давайте построим мажорный лад на гитаре. Для примера возьмём лад Ля мажор.

Итак, 1-ой ступенью, соответственно названию, будет нота Ля, берём её на 6-ой струне 5-ом ладу. Далее вспомним строение мажорного лада (см. выше). Вторая ступень на тон выше первой (или расстояние от 1 до 2-ой ступени = 1 Тон), а один тон – два полутона, соответственно 2 лада на гитаре. Значит второй ступенью будет 7 лад на 6-ой струне, т.е. нота Си. Попробуйте построить дальше, на этой же струне. У вас должно получиться:
3-я ступень – 9 лад , нота До диез
4-я ступень – 10 лад, нота Ре
5-я ступень – 12 лад, нота Ми
6-я ступень – 14 лад, нота Фа диез
7-я ступень - 16 лад, нота Соль диез

Получилось. Тогда перенесём эти ноты на другие струны, сделаем аппликатуру более удобной. И вот, что у нас получится.

Теперь от каждой ноты в пределах этого участка грифа построим октавы и получим такую аппликатуру:

Попробуйте сами построить какой-нибудь мажорный лад. У вас должна получиться точно такая же аппликатура, но на другом участке грифа. Например, Лад Фа диез мажор, будет иметь такую же аппликатуру, но сдвинутую на 3 лада назад. Потренируйтесь. Вроде бы всё «разжевал» так, что и ребёнок поймёт. Если у вас получается, и вы поняли строение мажорного ладо, тогда двигаемся дальше.

Трезвучия и их построение.

Вот мы подошли непосредственно к изучению строения аккордов. Предупреждаю, если вы не разобрали строение мажорного лада, то дальше вы ничего не поймёте и в этом случае, вам стоит вернуться назад и во всём разобраться.

Начнём с того, что трезвучия – это самые простые аккорды и чаще всего используемые. Простые они потому, что в них всего 3 ноты (отсюда их и называют трезвучиями), а по определению в аккорде меньше трёх нот не бывает.

Аккордэто сочетание трёх или более нот!

Итак, для начала разберём два основных трезвучия – минорное и мажорное.

Мажорное трезвучие состоит из 1-ой, 3-ей и 5-ой ступени мажорного лада. Например, аккорд До мажор (или С – как его обозначают), состоит из нот – До, Ми и Ре (С, E, D), где
С – 1-ая ступень мажорного лада (тоника),
E - 3-я ступень мажорного лада (большая терция),
D – 5-я ступень мажорного лада (квинта).

Попробуйте, аналогичным способом построить другие мажорные трезвучия. Для примера в трезвучии B у вас должны получиться следующие ноты:
B – 1-ая ступень мажорного лада (тоника),
D - 3-я ступень мажорного лада (большая терция),
F – 5-я ступень мажорного лада (квинта).

Минорное трезвучие состоит из 1-ой, пониженной третьей (пониженная – значит ниже на пол тона) и пятой ступени мажорного лада. Для примера аккорд Cm (трезвучие до минор), состоит из нот:
С – 1-ая ступень мажорного лада (тоника),
D# - пониженная 3-я ступень мажорного лада (малая терция),
G – 5-я ступень мажорного лада (квинта).

Теперь аналогичным способом постройте другие минорные трезвучия. Для примера в трезвучии Am у вас должны получиться следующие ноты:
A – 1-ая ступень мажорного лада (тоника),
C - пониженная 3-я ступень мажорного, лада (малая терция),
E – 5-я ступень мажорного лада (квинта).

Обратите внимание, мажорный и минорный аккорды различаются только терцией!!!!!

Итак, мы разобрали два трезвучия, теперь освоим ещё парочку: уменьшенное и увеличенное трезвучия.

Увеличенное трезвучие – это мажорное трезвучие, в котором квинта повышена на полтона, т.е. оно состоит из 1-ой, 3-ей и 5-ой повышенной ступени мажорного лада.

Возьмём для примера увеличенное трезвучие До (обозначаться оно будет так: С5+ или С#5, где знак “+” или диез показывают повышение ступени на полтона, а цифра “5” – номер этой ступени. Причём знак “+” ставится после номера ступени, а знак диез – перед номером ступени). В этот аккорд будут входить следующие ноты:
С – 1-ая ступень мажорного лада (тоника)
E - 3-я ступень мажорного лада (большая терция)
D# - повышенная 5-я ступень мажорного лада (квинта)

Уменьшенное трезвучие – это минорное трезвучие, в котором квинта понижена на полтона, т.е. оно состоит из 1-ой, 3-ей пониженной и 5-ой пониженной ступени мажорного лада.

Возьмём, для примера, уменьшенное трезвучие Ля (обозначаться он будет так: Am5- или Amb5, где знак минуса или бемоль показывают понижение ступени на полтона, а цифра “5” – номер ступени. Причём знак “–“ ставится после номера ступени, а знак “b” - перед номером ступени). В этот аккорд будут входить следующие ноты:
A – 1-ая ступень мажорного лада (тоника)
C - пониженная 3-я ступень мажорного лада (малая терция)
Eb – пониженная 5-я ступень мажорного лада (квинта)

Ну, как получается? Теперь потренируйтесь сроить различные трезвучия в разных местах по всему грифу. Скажете, ведь приятно чувствовать, что вы можете построить аккорд в любой части грифа?

Вот в принципе все простые трезвучия. Есть ещё несколько трезвучий, которые используются реже: мажорное трезвучие с пониженной квинтой от тоники (например, С5-. Попробуйте разобрать этот аккорд по ступеням, у вас должны получиться следующие ноты: С, E, Db), минорное трезвучие с повышенной квинтой от тоники (например, Fm5+. Я думаю, что теперь вы сами можете разобрать какие ноты в него входят) и аккорды с задержанием (эти аккорды заслуживают отдельного разговора, о них чуть позже), которые используются крайне редко.

Внимание!!! Когда мы строим описанные выше трезвучия, то 1-я ступень является нижней нотой, но ведь можно поменять ноты местами, тогда получатся другие аккорды, называемые обращениями.

(Продолжение следует)

Вернуться назад

Используются технологии uCoz